Портативные рекордеры – студия в кармане





Уже много лет на страницах прессы и в форумах продолжаются споры о том, что лучше — винил или CD, Mac OS или Windows, компьютер или хард-дисковые звукозаписывающие станции и т.д. И нет конца этим дискуссиям максималистов, не допускающих полутоновых окрасок. Как ни странно, сегодняшний предмет обсуждения нашел свою нишу и остался в стороне от словесных баталий.

Речь идет о портативных рекордерах. Именно «Рекордерах» — хоть и малых размеров, но с большой буквы — настоящих ЗВУКОзаписывающих устройствах. И не путайте их с банальными диктофонами, к чему некоторые уважаемые издания пытаются их причислить.

Эти устройства находятся где-то между диктофонами и звукозаписывающими станциями на ноутбуке. Только первые не предоставляют качество, необходимое для применения в музыкальной сфере, а станции на ноутбуке недостаточно мобильны, чтобы производить запись на ходу. Так что в определенных ситуациях портативным рекордерам нет альтернативы.

В качестве носителя информации в них обычно используются карты CompactFlash или SD. Недавно стали поддерживаться микродрайвы, но время покажет, насколько они удобны. В отличие от диктофонов рекордеры позволяют писать некомпрессированный аудиосигнал в формате WAV и могут иметь некоторые чисто музыкальные опции — процессор эффектов, многополосный эквалайзер, циклическое проигрывание фрагмента, двукратное понижение скорости воспроизведения, цифровые интерфейсы.

В поле нашего зрения попали три устройства — Edirol R-1, Edirol R-09 и M-Audio Microtrack 24/96. Каждое из них имеет свою специализацию, но прежде чем обсуждать эти модели, давайте нарисуем несколько портретов типичных пользователей подобных устройств.

1. Подкастер. Сейчас модно нести свои мысли во внешний мир с помощью подкастов. А думы приходят в голову не только в уютной домашней студии, но и на улице — во время отдыха на природе или по пути на работу. Как же увековечить свои мысли в «полевых» условиях? Конечно, под рукой всегда может оказаться мобильный телефон со встроенным диктофоном. И многих этот вариант устраивает. Однако если вы хотите не только записать голос (информацию), но и передать в подкасте сиюминутное настроение, окружающую атмосферу, тогда вам потребуется более качественный уровень записи. Здесь вам как раз поможет одно из вышеназванных устройств. Выбирайте подходящий режим записи в формате МРЗ, чтобы потом сразу выложить подкаст в Интернет, минуя работу с программами по редактированию аудио и конверторами. Все остальное за вас сделает портативный рекордер — его высококачественные микрофоны передадут все нюансы окружающей действительности.

2. Радиожурналист. Фактически радиожурналист делает то же, что описанный подкастер, но надеемся, что выполняет он свою работу на более профессиональном уровне. Поэтому выберем для него некомпрессированный режим записи, чтобы не стыдно было проигрывать интервью и репортажи в радиоэфире. Возможно, перед выпуском он захочет понизить уровень шумов в записи соответствующим алгоритмом из процессора эффектов.

3. Немолодой музыкант. Компьютерные технологии достигли такого уровня, что теперь любой музыкант может дома создать звукозаписывающую студию и делать не только демонстрационные записи, но даже выпускать полноценные альбомы. Однако музыкантам старой закалки, у которых не было в молодости компьютера, очень трудно осваивать современные технологии. А ведь им тоже хочется сделать демозапись своего творчества для работодателей, для потенциальных продюсеров, да и просто на радость себе и близким. Что делать? Спасение — в портативных рекордерах! В отличие от компьютера интерфейс таких устройств напоминает привычную бытовую аппаратуру со знакомыми обозначениями на кнопках — Play, Record, Stop, Menu и т. п. Поэтому любой музыкант, далекий от техники, сможет записать трек. А «слить» в компьютер готовые треки через USB-интерфейс и нарезать аудио-CD можно попросить соседского мальчишку, умеющего только играть в игрушки и копировать диски.

4. Молодой музыкант. Да что говорить о «старой гвардии», если и молодежь, имеющая компьютеры, порой не может (или не хочет) осваивать звукозапись. И таких немало! Согласен, непростая это штука. Одно дело — научиться смотреть на компьютере фильмы и отправлять e-mail, другое — копаться в профессиональных музыкальных программах. Для начала нужно купить дополнительное «железо» (как минимум, качественный аудиоинтерфейс — звуковую карту) и программное обеспечение (ПО), которое тоже стоит немалых денег.

Что? Я вижу на вашем лице хитрую улыбку — мол, любой софт можно найти бесплатно или за символические деньги? Даже если опустить этические моменты при пользовании нелицензионным ПО, найти эти «корректно расколотые» версии программы не так легко, и если вы «не в теме», то придется потратить много времени на никому не нужные тесты «крэков». Пока вы будете этим заниматься, забудете, что хотели записать. Подсчитайте «убитое» время — возможно, приобретение лицензионного программного обеспечения окупится…

Но если вы вообще не хотите уходить с головой во все эти проблемы, пользуйтесь аппаратными устройствами записи, в частности, портативными, которые можно взять с собой на концерт, на репетицию, на дачу. Просто «нажми на кнопку — получишь результат»! Встроенный процессор эффектов поможет вам значительно улучшить свою запись.

5. Любой музыкант. Если вы — начинающий музыкант или если у вас есть полностью «упакованная» студия и вы являетесь гуру в области компьютерной звукозаписи, вам все равно пригодится портативное устройство, которое всегда под рукой и готово к работе. С его помощью можно зафиксировать музыкальные идеи даже во время гастролей. Некоторые устройства, например Edirol R-1, отлично помогают во время музыкальных занятий, так как имеют встроенный метроном, возможность циклического воспроизведения фрагмента и даже воспроизведение со скоростью, в два раза медленнее оригинальной (полезно при разучивании соло).

6. Производители рекламы. Если вы занимаетесь производством рекламы, с помощью портативных рекордеров вы сможете качественно записать нужный семпл. Конечно, существует огромное количество библиотек с семплами, но не всегда в них есть необходимые звуки. Например, недавно при производстве аудиоролика для радио нам потребовался звук московского метро. Мы нашли в библиотеках звуки старого паровоза, электрички, скоростного поезда и даже что-то похожее на метро, но… на западное метро. А что делать, если нужен узнаваемый шум столичных голубых вагончиков с характерным присвистом в тоннелях и объявлением станций на родном языке? Не нести же ноутбук с микрофоном под землю. Чего доброго милиционеры испугаются обилия техники, и придется долго объясняться с ними. Портативный рекордер изящно решает проблему за пять минут. Никто и не заметит, что вы проводите сеанс записи. А главное — вы получите качественный некомпрессированный СТЕРЕОФОНИЧЕСКИЙ семпл в формате до 24 бит/96 кГц — с обычным диктофоном такой результат недостижим. (Забавно, что на официальном сайте M-Audio в качестве примера приводится демонстрационная запись шумов на одной из станций японского метро.)

7. Любители концертных записей. Для этой категории пользователей не придумать ничего оптимальнее по соотношению «простота использования/качество результата». Вы можете записать концерт любимой группы в клубе или выступления бардов на открытом воздухе. Кто-нибудь из читателей еще помнит, как раньше приходилось мучиться, записывая бардовские слеты на катушечные магнитофоны?

8. Студенты и все остальные. Некоторые предлагают студентам использовать портативные рекордеры для записи лекций. Диктофон за пятьсот долларов? Думаю, для этих целей можно найти более оптимальное решение. Но если вы принадлежите к одной из семи вышеназванных групп и вам необходим рекордер для других целей, то почему бы в свободное от выполнения основных задач время не «законспектировать» на ваше устройство лекцию, пока вы спите на заднем ряду после ночной сессии звукозаписи?
С типами пользователей определились, теперь рассмотрим отличительные особенности портативных рекордеров. Сразу отметим, что использование микродрайва в качестве накопителя информации пока является скорее исключением из правил и среди выбранных трех моделей поддерживается только рекордером M-Audio Microtrack 24/96. Поэтому, обсуждая типичные портативные рекордеры, будем подразумевать использование CompactFlash или SD-карты. Кстати, Microtrack 24/96 также поддерживает карты CompactFlash.

1. Надежность. Отсутствие в устройстве механических узлов, считывающих головок и т. п. повышает его надежность и устойчивость к механическим воздействиям, что очень важно в полевых условиях.

2. Бесшумность. При использовании CompactFlash или SD-карты отсутствуют движущиеся части, а значит, устройство не производит никакого шума. Это позволяет делать высококачественную запись со встроенных микрофонов.

3. Портативность. Все рассматриваемые устройства легко умещаются на ладони, а то и в нагрудном кармане рубашки. Пожалуй, не стоит много писать о прелестях портативности.

4. Быстрый перенос информации. Портативные рекордеры оборудованы скоростным интерфейсом USB 2.0, с помощью которого они подключаются к компьютеру. Поддержка режима drag-and-drop позволяет в считанные минуты перенести записанные треки из устройства в компьютер для дальнейшей работы с ними. Для сравнения — перевод в компьютер информации с мини-дисковых рекордеров или DAT-магнитофонов производится в режиме реального времени — столько же, сколько длится сама запись.

5. Качество записи. В отличие от цифровых диктофонов, работающих в МРЗ-формате, портативные рекордеры могут записывать некомпрессированный сигнал в формате от 16 бит/44,1 кГц (качество аудио-CD) до 24 бит/96 кГц. Такие файлы можно подвергать дальнейшей обработке без потери качества — импортировать их в программы для многоканальной записи (Logic, Cubase, Cakewalk и др.), чтобы наложить музыку и шумовые эффекты, самому наиграть музыкальное сопровождение. Если же ваше интервью записать диктофоном в плохом качестве (сильно ужатый МРЗ-файл) и потом попытаться подложить музыку с аудио-CD, скорее всего, вы столкнетесь с тем, что на фоне студийного звука ваша запись будет звучать вдвойне отвратительно. Я слышал, что бывают диктофоны, пишущие в WAV-формате, но я с ними не сталкивался, а небольшая прогулка по Интернету не дала результатов. Например, на сайте одного из дилеров было заявлено, что диктофон Samsung поддерживает МРЗ, WMA и WAV, но на сайте самого производителя были указаны только форматы МРЗ и WMA. Глубоко исследовать этот рынок времени не было (практика показывает, что заход в магазин тоже быстро не решает проблему), так что извините, если незаслуженно «обидел» цифровые диктофоны. Только учиты вайте еще два момента: во-первых, формат WAV бывает разным — может быть и моно-онический 8-битный звук с частотой дискретизации 11 кГц (тогда уж лучше хороший МРЗ!), а во-вторых, надо учитывать качество исполнения устройства, его входных и выходных каскадов и прочих элементов, влияющих на качество звука.

6. Процессор эффектов. Некоторые портативные рекордеры оборудованы встроенным процессором эффектов. Edirol R-1, например, имеет довольно мощные алгоритмы — ревербератор, шумоподавитель, 10-полосный эквалайзер и многие другие. Благодаря им вы сможете довести «до ума» свою запись, даже не прибегая к помощи компьютера. Не мастеринг, конечно, но лучше, чем ничего.

7. Цифровые интерфейсы.

Портативные рекордеры часто оборудуются цифровыми входами/выходами (как правило, S/PDIF).
AKG С391 В (допустимое фантомное питание: 9 В – 52 В).
AKG C568B (9 В – 52 В).
AKG C-1000S (9 В – 52 В).
AKG C-2000 (9 В – 52 В).
AKG C-3000 (9 В – 52 В).
AKG C-4000 (9 В – 52 В),
AudioTechnica AT3031 (11 В – 52 В),
AudioTechnica АТ3032, AudioTechnica АТ3035 (11 В – 52 В),
Crown CM30/CM30W (12 В – 48 В),
Crown CM31/CM31W (12 В – 48 В),
Crown CM200A/CM200ASW (12 В – 48 В),
Crown CM310A/CM310ASW (12 В – 48 В),
Crown CM700/CM700MP (12 В – 48 В),
Crown PCC170SWO (24 В – 48 В),
Crown — вся остальная серия РСС (12 В – 48 В),
Crown PZM20R (12 В – 48 В)

Пожалуй, это весь список общих свойств, которые отличают портативные рекордеры от других звукозаписывающих устройств. Давайте теперь внимательно рассмотрим особенности каждой модели и выясним, для каких задач лучше использовать Edirol R-1, а для каких — M-Audio Microtrack 24/96. До последней минуты ждали мы появления в России модели Edirol R-09, которую тоже обещали рассмотреть, но, к сожалению, из-за настоящего ажиотажа, возникшего за рубежом, на российские полки это устройство поступит не раньше середины лета. Поэтому мы решили описать пока две модели, но клятвенно обещаем вернуться к тесту Edirol R-09 через пару номеров. Уж больно интересным обещает быть этот «профессиональный гад-жет».

M-Audis Microtrack 24/96
В этом устройстве привлекает все — и исполнение, и эргономика, и функциональность.
Crown PZM30D/PZM6D (12 В – 48 3
Crown PZM185 (12 В – 48 В),
Crown SASS-P mkll stereo PZM (12 В -
48 В).
Sennheiser MKE 44-P (12 В – 48 В]
Sennheiser K6/K6P с головками МЕ62.
МЕ64, ME 65. МЕ66. МЕ67 (12 В – 48 В:,
Shure SM81 (12 В – 48 В),
Shure SM86(11 В – 52 В),
Shure SM87A (11 В – 52 В),
Shure SM89 (11 В – 52 В),
Shure SM94 (12 В – 48 В),
Shure KSM27 (11 В – 48 В),
Shure KSM32 (11 В – 48 В),
Shure KSM44 (11 В – 48 В),
Shure KSM109 (1 1 В – 48 В),
Shure KSM137 (11 В – 48 В),
Shure KSM141 (11 В – 48 В).

Питание
Первое, что бросается в глаза, когда открываешь коробку, — обилие насадок для блока питания. Просто конструктор какой-то! К основному блоку с одной стороны подключается USB-кабель для соединения с M-Audio Microtrack 24/96, этот же кабель служит для подключения к компьютеру — поразительная универсальность, позволяющая избавиться от лишнего входа на корпусе рекордера и лишнего кабеля в чемодане. С другой стороны можно присоединить одну из четырех вилок для любого типа электрической сети. Сразу чувствуется, что устройство предназначается для кругосветных путешествий/гастролей/командировок.
M-Audio Microtrack 24/96 работает от аккумуляторов, которые заряжаются через USB-порт либо : помощью блока питания, либо во время подключения к компьютеру. Не забудьте перед первым включением полностью зарядить аккумуляторы, чтобы в дальнейшем максимально использовать их ресурс. Жалко, что при всем обилии аксессуаров для зарядки не продумана работа устройства от обычных батарей. Могли бы сделать, например, выносной блок для батарей с подключением через тот же USB-порт. Без такой мелочи становится проблематичным использование M-Audio Microtrack 24/96 в походных условиях (в прямом смысле слова «походных»), когда у вас в течение нескольких дней нет доступа к электрической сети. Что делать любителям песен у костра, желающим зафиксировать особое настроение? Разве что периодически бегать до ближайшей деревни для подзарядки, а во время больших электрифицированных слетов договариваться с техником о доступе к розетке.

Накопитель информации
В качестве накопителей информации могут использоваться карта CompactFlash или микродрайв. В комплекте — CF-карта на 64 Мбайт. На сайте М-Audio представлен список моделей протестированных CF-карт объемом от 64 Мбайт до 4 Гбайт и микродрайвов — от 2 Гбайт до 6 Гбайт. Число производителей — более десятка, так что есть из чего выбрать. Можете попробовать накопители, не указанные в списке, но не гарантируется, что они будут работать корректно.
Новую CF-карту необходимо сначала отформатировать. Иногда Mi-croTrack 24/96 не может корректно переформатировать карту, которая была предварительно где-то отформатирована. В этом случае не обойтись без помощи компьютера — будь то Мае или PC. Карта размером до 512 Мбайт включительно форматируется в системе FAT/FAT16, а карта объемом более 512 Мбайт — в системе FAT32.
Следует отметить, что в M-Audio Microtrack 24/96 фантомное питание равно 30 В, а не традиционным 48 В. С одной стороны, это хорошо, т. к. позволяет увеличить время записи при работе от аккумуляторов. С другой стороны, это ограничивает число микрофонов, которые можно использовать с прибором. Однако и таких микрофонов немало. Компания M-Audio предлагает внушительный список наиболее популярных моделей, которые можно использовать с Microtrack 24/96 (см. врезку).

Если ваш микрофон не входит в этот список, проверьте его техническую документацию. А иногда даже микрофоны на 48 В, официально не jpr поддерживающие мень-
шее значение фантомного питания, могут отлично работать при 30 В, но в этом случае вы экспериментируете на свой страх и риск.

Если ваш конденсаторный микрофон питается от встроенных батареек, во избежание его повреждения не забудьте отключить фантом!

Ну а с динамическими микрофонами никаких проблем не будет. У нас, к примеру, устройство работало с парой Shure SM57 — SM58 (см. фото).

Режим записи
M-Audio Microtrack 24/96 поддерживает следующие режимы записи: формат МРЗ с битрейтом от 96 до 320 кбит/с и частотой дискретизации 44,1 или 48 кГц и WAV-формат 16- или 24-разрядный с частотой дискретизации 44,1/48/ 88,2/96 кГц. Совсем неплохо для такой маленькой и изящной коробочки. Вряд ли вам потребуются частоты дискретизации 88,2 и 96 кГц (только память расходовать), но если вам все равно захочется записывать с «суперкачеством», прежде чем выбирать 24-разрядный режим записи с частотой 96 кГц, а, впрочем, даже с 48 кГц, проверьте технические характеристики вашей звуковой карты, иначе вы просто не услышите звук. Кстати, далеко не каждое программное обеспечение поддерживает такие форматы. А формат 16 бит / 44,1 кГц гарантированно поддерживается всеми картами и программами — ведь это качество аудио-CD. Да и на компакт-диск вы сможете записать эти треки без лишней конвертации, которая может сильно ухудшить качество, если сделана с помощью некачественных математических алгоритмов. Если с картой все в порядке, проблему с софтом поможет решить сам производитель, приложивший к устройству компакт-диск с программным аудиоредактором Audacity, поддерживающим формат 24 бит/96 кГц. Правда, на диске только версия для Windows-платформы, но версию под Mac OS пользователи Apple могут бесплатно скачать с сайта www.m-audio.com после регистрации.

Эффекты
Из эффектов есть только эквалайзер Playback EQ, который включается при проигрывании с одной из шести запрограммированных установок: Normal, Bass Boost, Bass Reduce, Treble Boost, Treble Reduce, Bass and Treble Boost.

Входы/выходы
Для обмена файлами с компьютером служит USB-порт (2.0 с поддержкой 1.1), который располагается на нижней стороне рекордера. Там же вы найдете цифровой вход S/PDIF (коаксиальный) и аналоговый стереовыход (два разъепривычного поведения от всех приборов. Но ведь это всего лишь дело привычки. Например, у Mi-crotrack 24/96 нет режима «готовности к записи». Как только нажимаешь на заветную красную кнопку, начинается запись. Соответственно «паузы» тоже нет — после остановки производится запись следующего файла. Также сначала не было понятно, чем отличаются две клавиши LEVELS от клавиши VOLUME. Да-да, я мог открыть мануал! Но вы же понимаете, что мануалы у нас открываются в последнюю очередь. Через минуту экспериментов я понял, что LEVELS — это «чувствительность (но чаще ее называют GAIN или SENSITIVITY), a VOLUME — общая громкость. В режиме записи через вход S/PDIF мониторинг невозможен. Ну вот вроде и все…
В целом устройство удобно в обращении, дает звук.
Плохо ли это? Кому как! На вкус и цвет, как говорится… Например, при записи подкаста в движущейся машине, когда тестируемые устройства лежали на сиденье, низкочастотный гул явигатеяя настолько был подчеркнут, что почти заглушал голос. Зато во время записи на него акустической гитары в комнате звук получился ярким и насыщенным — хоть на CD нарезай. При записи на другие устройства требовалась доработка эквалайзером. Так, при записи в WAV 16/44,1 на пару SM57/58 (гитара – вокал) нам показалось, что уровень басов меньше, чем при аналогичной записи на R-1, и звук получился чуть легче и воздушнее, как бы уже неуловимо подкрашенный ревером. Но это уже субъективные нюансы. Чтобы вы сами могли выбрать, что вам более «по слуху», в следующий раз, при разговоре об Edirol R-1, мы выложим на диск примеры фонограмм с обоих устройств.

Отметим еще один плюс внешнего подключения комплектного микрофона у M-Audio: при этом гораздо лучше звукоизоляция, в микрофон не попадают звуки от ерзания руки по корпусу (в R-1 это очень мешает — там при записи концерта на встроенный микрофон лучше устройство в руках не держать). Отметим также удобство навигации по меню мягким утапливаемым рычажком на манер видеокамер Canon.

Пока писалась статья, на сайт M-Audio выложили апдейт прошивки — версия 1.4.0. В основном решены проблемы работы с накопителем информации и с цифровым входом в различных режимах (и я не стал о них упоминать, так как после этого апдейта они ушли). Вообще, у M-Audio часто появляются апдейты — это характерная особенность производителя, так что не забывайте периодически заглядывать на сайт в поисках обновлений. С Edirol’oM в этом плане поспокойнее, но у него есть свои нюансы, о которых мы поговори’-’ в следующий раз.

Цена M-Audio Microtrack 24/96: $549
Операционная система: Widows XR Windows 2000; Mac OS 10.3.9 и выше.

Субъективные ощущения
Рекордер M-Audio Microtrack 24/96 удобен в работе. Есть, конечно, некоторые «косяки», но у кого их нет? Может, это и не косяки вовсе, а мои стереотипы, созданные общением с профессиональным оборудованием. В результате я жду

Сергей Бударин, специалист по решениям Pro Audio, руководитель мультимедийных образовательных проектов, музыкант, композитор, аранжировщик. С 2001-го по 2005 год в компании «МьюТэк» выводил на российский рынок лицензионное музыкальное ПО компаний Native Instruments и Emagic (пока ее не приобрела Apple). Автор многочисленных статей о музыкальном оборудовании и обучающих курсов по программе Logic и пакету iLife. Участвует в образовательном проекте компании «Профессиональные программы» (www.ProPrograms.ru).

Журнал Подводная лодка (2006)







Источник материала: http://notebookbe.ru

Почитайте еще

Тест универсального ноутбука Lenovo IdeaPad Z360 Тест универсального ноутбука Lenovo IdeaPad Z360

Заметили ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите CTRL+ENTER! Сегодня мы в очередной раз поговорим о продукции компании Lenovo.

Как поставить на компьютере языковые настройки Как поставить на компьютере языковые настройки

С помощью компонента панели управления «Язык и региональные стандарты» можно устанавливать на компьютер несколько языков, например французский, испанский, немецкий, иврит, арабский, японский и многие другие.

Компьютер Apple I продали на торгах за 387 тысяч долларов Компьютер Apple I продали на торгах за 387 тысяч долларов

11:49, 10 июля 2013 Компьютер Apple I продали на торгах за 387 тысяч долларов Фото: Justin Sullivan / Getty Images / AFP На онлайн-аукционе Christie"s продан компьютер Apple I, вручную собранный в 1976 году одним из основателей компании Apple Стивом Возняком, сообщается на сайте аукционного дома.


Еще статьи